Cтаршая школа в Америке: опыт учебы в выпускном классе   

Вопрос о том, какая старшая школа в Америке, рассмотрим с разных сторон, в том числе, есть ли такие же одноклассники, как в нашей школе, и неужели американцы «тупые»?

Про первый вопрос об одноклассниках – это в самом конце. А, наверное, постановка второго вопроса не совсем патриотична. Ибо понятно, что тупые, нам это много раз объясняли. И учатся плохо, и знания слабые, и школьные программы у них, можно сказать, никакие.

старшая школа в Америке

«Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе»
(Из песни, авторы В.Шаинский — М.Пляцковский)

Однако давайте попробуем разобраться с этим вопросом более объективно, ибо нет ничего проще, чем навешивать ярлыки.

В свое время была программа обмена Flex для старшеклассников, которую оплачивали сами американцы, точнее, финансировал американский конгресс, когда наших учеников приглашали на год в США жить в семьях и учиться в американских школах. Сейчас эта программа свернута, но она была, и следы этого можно найти, в том числе, в Интернете.

Итак, давайте посмотрим, как учатся в школе американцы на примере обучения нашего российского ученика выпускного класса.

Выбор школы

Если ученик учится бесплатно, то у него нет выбора американской школы. Каждый адрес прикреплен к одной и только одной «районной» школе. Переехал в другой район или город – меняй школу.

Только платное обучение дает право на выбор, но платные школы мне неизвестны, и порядки в них тоже неизвестны. Наши ученики по обмену учились только в бесплатных школах, таково было условие программы Flex.

В наших школах обучение было 10 лет, а в американской – 12 лет.

Поэтому на вопрос «во сколько лет в Америке заканчивают школу?» можно ответить, что школу заканчивают в 18-19 лет.

В этом заключалась некая сложность для российских учеников, которым в выпускном классе, в основном, в 15-16 лет. В этом переходном возрасте 2-3 года разницы между учениками в одном классе или, точнее, в одном потоке имеет большое значение.

Выбор предметов

В выпускном 12-м классе учащийся должен «пройти» и сдать 8 предметов. Предметы можно выбирать самому. Американские школьники могут выбирать все 8 предметов. Можно выбрать, скажем, физкультуру и армейскую подготовку, плюс еще 6 предметов. А можно выбрать математику, физику, химию и плюс остальное. Можно выбрать литературу, историю, географию и т.п.

Ученики «по обмену» из других стран (программа распространялась на все страны, где она была представлена американцами) могут выбирать только 5 предметов. 3 остальных предмета были для них обязательными:

  • математика,
  • английский язык,
  • история США.

Математика – понятно, ибо «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (так говорил М.В. Ломоносов).

Английский язык и история – это идеологическая направленность программы по принципу, раз мы (американцы) оплачиваем программу, учите наш язык и нашу историю.

Остальные предметы – по выбору. Можно выбрать, скажем, кино, музыку, литературу, немецкий или иной иностранный язык и т.п.

В общем, со списком предметов, обязательных и по выбору кажется, разобрались.

Учебная нагрузка

В школе пятидневка, два выходных. Праздников, практически, нет, разве что рождественские каникулы. В выпускном, 12-ом классе каждый день по 4 пары, то есть, ежедневно 8 учебных часов. Никаких исключений, каждый день по 8 уроков или, точнее, по 4 пары.

Предметы идут через день. Первый день 4 первых предмета, второй день 4 других предмета. Третий день – снова 4 первых предмета. И так далее.

Получается, что в неделю по каждому из 8-и предметов нагрузка составляет 5 учебных часов. 5 уроков в неделю по КАЖДОМУ предмету без исключения.

Только для обучения военной подготовке отводится отдельный день, но как там все это организовано, и как учащиеся успевают «отработать» остальные уроки, я сказать не могу. Поскольку наши соотечественники по понятным причинам в Америке не изучали военное дело.

Получается, что независимо от выбора, скажем, математики или физкультуры, все равно и математика, и физкультура будет 5 часов в неделю, по 2 часа через день.

Солидная нагрузка, не правда ли?

Учебная программа

Как и у нас, любой предмет начинается с некоего начального уровня, и заканчивается на некоем конечном уровне. Если предмет изучается всего один год, скажем, как музыка, то начинается он с изучения нотного стана и расположения на нем нотных знаков. А если предмет изучается несколько лет, то начинается он, понятно, с уровня, на котором учащиеся остановились в прошлом году, например, по математике.

Заканчивается предмет на уровне, предусмотренном программой. Например, по музыке учащиеся в конце года решают задачи уровня сольфеджио 3-4 класса нашей музыкальной школы, а то и задания выпускного класса.

У нас по каждому инструменту – это разное количество классов, минимум, кажется, 5, а максимум, по-моему, 7 или 8 классов нашей отечественной музыкальной школы. Серьезно, не правда ли? Но и часов предостаточно, если каждую неделю по 5 часов музыки.

По классу кино каждый ученик должен к концу года иметь по одной учебной режиссерской работе, актерской работе, операторской работе, понятно, не уровня международной киноакадемии, но это самые настоящие сценарии, роли и съемки уровня учащихся.

А вот по математике, как я понял, да, решают чуть ли не квадратные уравнения в выпускном классе. При этом даже преподаватели не знакомы с теоремой Виета, позволяющей решать квадратные уравнения «в голове» несколько непривычным образом и выдавать сразу ответ.

Посещаемость

За год ученик может пропустить по ЛЮБЫМ причинам суммарно не более 10-и дней. Больше пропустит – чуть ли не автоматическое второгодничество. Повторюсь, причины пропусков роли не играют, хоть уважительные, хоть неуважительные.

Если ученик не пришел в школу, в этот день директор школы лично звонит родителям, чтобы выяснить, где ученик.

Даже если ученик находится не в школе по записке от родителей. Все равно звонят родителям и выясняют у них, подтверждают ли они, что ученик с ними.

Поэтому ученики, которые вынуждены подрабатывать (это довольно распространено в Америке) по вечерам и ночам, даже не выспавшись, все равно приходят в школу, где благополучно могут спать на уроке. Но спать в школе, на уроке, а не где-то за ее пределами.

Как добраться до школы и обратно

Для поездок в американскую школу и обратно подаются школьные автобусы. Все ученики имеют места в автобусах, за исключением тех, кто самостоятельно на автомашинах  добирается до школы (там к моменту выпуска многие уже имеют водительские права и право на управление). Номера автомобилей и места на парковке расписаны.

Ученики могут подвозить друг друга на личных автомобилях. Тогда второго ученика-пассажира письменно «закрепляют» за учеником-водителем. И если пассажира нет в школе, первый вопрос задают водителю. Ученик-водитель ОБЯЗАН привезти ученика-пассажира в школу и увезти обратно, даже если их расписания по каким-то причинам не совпадают.

Начало занятий очень рано, точное время не назову. Приходилось вставать в 5 утра, чтобы успеть в школу, и это при наличии ученика-водителя, который был закреплен за нашим учеником по обмену. Для поездки в школу на школьном автобусе пришлось бы вставать еще раньше.

Дисциплина

Прозвенел звонок – это значит, что ВСЕ ученики находятся в своих классах. В коридорах (если они есть, не всегда школа выглядит как у нас, это может быть несколько отдельно стоящих зданий и между ними газоны, дорожки и прочее), а также на территории школы не может быть учеников, вообще не может быть ни одного человека.

Все должны быть на уроке. Хотя бы ученик пришел спать на уроке – это, пожалуйста. Но нельзя НЕ прийти на урок.

Внеклассные пространства (коридоры и территорию) постоянно патрулируют охранники, по большим территориям они ездят на маленьких, почти детских машинках. И немедленно «арестовывают» любого, кто находится на территории или в коридоре. Арестованного отводят во внутреннюю «тюрьму», которую называют локаут (lock out – блокировать).

В этом самом локауте находится специальный психолог, который до звонка об окончании урока объясняет ученику, как нужно себя вести в школе, что нельзя прогуливать, нельзя просыпать, нельзя не готовить уроки, нельзя …, нельзя … Говорят, что тот кто там побывал, больше обратно категорически не хотят.

Если ученик попадет дважды, трижды в локаут и прочее, процедура не меняется. Каждый раз ученику будут объяснять и снова объяснять правила поведения в школе. Пока он не запомнит и не станет им следовать.

Школьная «фемида» и внутренняя школьная «полиция» никогда не отчаивается в попытках объяснить любому нерадивому ученику, даже самому закоренелому, его обязанности.

Ну, а если, не дай бог, возникнет драка между учениками – хочешь не хочешь, молодость и гормоны играют свою роль, – охрана вооружена дубинками и электрошокерами. Также немедленно вызывается полиция, которая приезжает быстро и действует еще более жестко.

Оценки

Оценки выставляются только за письменные работы или за курсовые работы. Устного опроса нет. Но могут «вызвать к доске», например, по математике, опять же при этом никакие оценки вслух не выставляются.

Оценки ставят в Интернете. У каждого ученика есть свой аккаунт.

Преподаватель туда ставит оценки, которые видит только ученик и его родители. Больше никто и ни при каких условиях.

Ну а уж такие, с позволения сказать, «оценки», как «дубина стоеросовая», «пенек с глазами» или «здравствуй, дерево», произнесенные вслух при всем классе, конечно, никогда не услышит ни один ученик от своих учителей.

Курсовые и контрольные работы

Контрольные работы делают (вероятно, не во всех школах) непосредственно на школьных ноутбуках, которые перед контрольной «развозит» на специальной тележке преподаватель и выдает каждому ученику. По окончании контрольной работы учитель собирает все ноутбуки.

Ученик включает выданный ему ноутбук, входит в свой аккаунт – и там уже его индивидуальная работа. Проблемы «дай списать» или «реши за меня» попросту нет при такой организации работы.

Курсовые работы представляют перед всем классом.

Главное, не только пересказать и показать материал, но и зажечь, увлечь за собой. Такую презентацию своей работы я даже назвал бы «продать» идею. Не только рассказать, как там и что было, скажем по истории, но преподнести это так, чтобы всем захотелось самим разобраться.

Даже по математике, пусть уровень низкий и это только квадратные уравнения, но сделай так, чтобы всем захотелось все бросить немедленно, встать, пойти и «косить и забивать», то есть, решать эти уравнения! Вообще, в этом смысле подготовка американцев «продай-продай-продай-увлеки-завлеки-привлеки» находится на очень высоком уровне.

А если работа гуманитарная, и исследуемая область является спорной, то есть, имеет разные стороны освещения, то надо

  • обязательно показать не только одну сторону – это раз,
  • но и обязательно проинтервьюировать эксперта или участника рассматриваемых событий – это два.

При подготовке работы на тему «блокада Ленинграда» – почти неизвестная тема в США, к сожалению, – так по понятным причинам потребовалось даже организовать телефонное интервью с ленинградским блокадником, прошедшим это горнило.

Безопасность

Вопросам безопасности уделяется огромное значение и время. Проводятся частые тренировки, как вести себя в случае угрозы и опасности.

В основном, опасаются торнадо и других стихийных бедствий, и заранее отрабатывают до автоматизма все, что нужно делать в той или угрожающей ситуации.

Навыки заученных действий порой доходят до курьезного. Если в нашей стране в группе своих сверстников при запуске петард (порой, именно так у нас развлекается молодежь) одновременно два человека забегут за угол дома, присядут и прикроют голову руками – даже не сомневайтесь, это те, кто когда-то прошел американскую школу по обмену! Настолько легко «вычислить» этих людей, ибо в американских школах подобные навыки тренируют буквально до автоматизма!

Одноклассники

В привычном понимании одноклассников в американских школах нет. Их нет в больших школах, ибо в Америке есть много маленьких сельских школ, где может быть один-два класса всего, тогда, понятно, все ученики там будут одноклассниками.

В больших школах каждый ученик имеет собственную программу, потому что выбор предметов свободный. А значит, на каждом предмете он общается с теми, кто тоже выбрал этот предмет. Так что классов, в привычном для нас понимании, где есть даже классный руководитель, у американцев нет.

И  это не похоже даже на нашу вузовскую систему, где также есть устойчивые группы (вместо классов в школе). Повторюсь, классов нет, одноклассников нет. Есть просто учащиеся 12-го класса, они и являются своего рода одноклассниками, точнее сказать, учащимися с одного выпускного потока.

Ну, а друзей и подруг никто не отменял, это есть везде, и в Америке тоже.

Автор статьи: Юрий Воробьев

Рекомендую:

1. Вы решили побывать в США: что же для этого нужно?

2. Есть ли длинные слова в английском: название деревни из 57 букв

3. Как поступить в университет в США и получить студенческую визу

4. 10 преимуществ сайта для изучения иностранных языков duolingo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Межкультурный диалог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: