Вопрос о том, какая старшая школа в Америке, рассмотрим с разных сторон, в том числе, есть ли такие же одноклассники, как в нашей школе, и неужели американцы «тупые»?
Про первый вопрос об одноклассниках – это в самом конце. А, наверное, постановка второго вопроса не совсем патриотична. Ибо понятно, что тупые, нам это много раз объясняли. И учатся плохо, и знания слабые, и школьные программы у них, можно сказать, никакие.
«Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе»
(Из песни, авторы В.Шаинский — М.Пляцковский)
Однако давайте попробуем разобраться с этим вопросом более объективно, ибо нет ничего проще, чем навешивать ярлыки.
В свое время была программа обмена Flex для старшеклассников, которую оплачивали сами американцы, точнее, финансировал американский конгресс, когда наших учеников приглашали на год в США жить в семьях и учиться в американских школах. Сейчас эта программа свернута, но она была, и следы этого можно найти, в том числе, в Интернете.
Итак, давайте посмотрим, как учатся в школе американцы на примере обучения нашего российского ученика выпускного класса.
Если ученик учится бесплатно, то у него нет выбора американской школы. Каждый адрес прикреплен к одной и только одной «районной» школе. Переехал в другой район или город – меняй школу.
Только платное обучение дает право на выбор, но платные школы мне неизвестны, и порядки в них тоже неизвестны. Наши ученики по обмену учились только в бесплатных школах, таково было условие программы Flex.
В наших школах обучение было 10 лет, а в американской – 12 лет.
Поэтому на вопрос «во сколько лет в Америке заканчивают школу?» можно ответить, что школу заканчивают в 18-19 лет.
В этом заключалась некая сложность для российских учеников, которым в выпускном классе, в основном, в 15-16 лет. В этом переходном возрасте 2-3 года разницы между учениками в одном классе или, точнее, в одном потоке имеет большое значение.
В выпускном 12-м классе учащийся должен «пройти» и сдать 8 предметов. Предметы можно выбирать самому. Американские школьники могут выбирать все 8 предметов. Можно выбрать, скажем, физкультуру и армейскую подготовку, плюс еще 6 предметов. А можно выбрать математику, физику, химию и плюс остальное. Можно выбрать литературу, историю, географию и т.п.
Ученики «по обмену» из других стран (программа распространялась на все страны, где она была представлена американцами) могут выбирать только 5 предметов. 3 остальных предмета были для них обязательными:
Математика – понятно, ибо «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (так говорил М.В. Ломоносов).
Английский язык и история – это идеологическая направленность программы по принципу, раз мы (американцы) оплачиваем программу, учите наш язык и нашу историю.
Остальные предметы – по выбору. Можно выбрать, скажем, кино, музыку, литературу, немецкий или иной иностранный язык и т.п.
В общем, со списком предметов, обязательных и по выбору кажется, разобрались.
В школе пятидневка, два выходных. Праздников, практически, нет, разве что рождественские каникулы. В выпускном, 12-ом классе каждый день по 4 пары, то есть, ежедневно 8 учебных часов. Никаких исключений, каждый день по 8 уроков или, точнее, по 4 пары.
Предметы идут через день. Первый день 4 первых предмета, второй день 4 других предмета. Третий день – снова 4 первых предмета. И так далее.
Получается, что в неделю по каждому из 8-и предметов нагрузка составляет 5 учебных часов. 5 уроков в неделю по КАЖДОМУ предмету без исключения.
Только для обучения военной подготовке отводится отдельный день, но как там все это организовано, и как учащиеся успевают «отработать» остальные уроки, я сказать не могу. Поскольку наши соотечественники по понятным причинам в Америке не изучали военное дело.
Получается, что независимо от выбора, скажем, математики или физкультуры, все равно и математика, и физкультура будет 5 часов в неделю, по 2 часа через день.
Солидная нагрузка, не правда ли?
Как и у нас, любой предмет начинается с некоего начального уровня, и заканчивается на некоем конечном уровне. Если предмет изучается всего один год, скажем, как музыка, то начинается он с изучения нотного стана и расположения на нем нотных знаков. А если предмет изучается несколько лет, то начинается он, понятно, с уровня, на котором учащиеся остановились в прошлом году, например, по математике.
Заканчивается предмет на уровне, предусмотренном программой. Например, по музыке учащиеся в конце года решают задачи уровня сольфеджио 3-4 класса нашей музыкальной школы, а то и задания выпускного класса.
У нас по каждому инструменту – это разное количество классов, минимум, кажется, 5, а максимум, по-моему, 7 или 8 классов нашей отечественной музыкальной школы. Серьезно, не правда ли? Но и часов предостаточно, если каждую неделю по 5 часов музыки.
По классу кино каждый ученик должен к концу года иметь по одной учебной режиссерской работе, актерской работе, операторской работе, понятно, не уровня международной киноакадемии, но это самые настоящие сценарии, роли и съемки уровня учащихся.
А вот по математике, как я понял, да, решают чуть ли не квадратные уравнения в выпускном классе. При этом даже преподаватели не знакомы с теоремой Виета, позволяющей решать квадратные уравнения «в голове» несколько непривычным образом и выдавать сразу ответ.
За год ученик может пропустить по ЛЮБЫМ причинам суммарно не более 10-и дней. Больше пропустит – чуть ли не автоматическое второгодничество. Повторюсь, причины пропусков роли не играют, хоть уважительные, хоть неуважительные.
Если ученик не пришел в школу, в этот день директор школы лично звонит родителям, чтобы выяснить, где ученик.
Даже если ученик находится не в школе по записке от родителей. Все равно звонят родителям и выясняют у них, подтверждают ли они, что ученик с ними.
Поэтому ученики, которые вынуждены подрабатывать (это довольно распространено в Америке) по вечерам и ночам, даже не выспавшись, все равно приходят в школу, где благополучно могут спать на уроке. Но спать в школе, на уроке, а не где-то за ее пределами.
Для поездок в американскую школу и обратно подаются школьные автобусы. Все ученики имеют места в автобусах, за исключением тех, кто самостоятельно на автомашинах добирается до школы (там к моменту выпуска многие уже имеют водительские права и право на управление). Номера автомобилей и места на парковке расписаны.
Ученики могут подвозить друг друга на личных автомобилях. Тогда второго ученика-пассажира письменно «закрепляют» за учеником-водителем. И если пассажира нет в школе, первый вопрос задают водителю. Ученик-водитель ОБЯЗАН привезти ученика-пассажира в школу и увезти обратно, даже если их расписания по каким-то причинам не совпадают.
Начало занятий очень рано, точное время не назову. Приходилось вставать в 5 утра, чтобы успеть в школу, и это при наличии ученика-водителя, который был закреплен за нашим учеником по обмену. Для поездки в школу на школьном автобусе пришлось бы вставать еще раньше.
Прозвенел звонок – это значит, что ВСЕ ученики находятся в своих классах. В коридорах (если они есть, не всегда школа выглядит как у нас, это может быть несколько отдельно стоящих зданий и между ними газоны, дорожки и прочее), а также на территории школы не может быть учеников, вообще не может быть ни одного человека.
Все должны быть на уроке. Хотя бы ученик пришел спать на уроке – это, пожалуйста. Но нельзя НЕ прийти на урок.
Внеклассные пространства (коридоры и территорию) постоянно патрулируют охранники, по большим территориям они ездят на маленьких, почти детских машинках. И немедленно «арестовывают» любого, кто находится на территории или в коридоре. Арестованного отводят во внутреннюю «тюрьму», которую называют локаут (lock out – блокировать).
В этом самом локауте находится специальный психолог, который до звонка об окончании урока объясняет ученику, как нужно себя вести в школе, что нельзя прогуливать, нельзя просыпать, нельзя не готовить уроки, нельзя …, нельзя … Говорят, что тот кто там побывал, больше обратно категорически не хотят.
Если ученик попадет дважды, трижды в локаут и прочее, процедура не меняется. Каждый раз ученику будут объяснять и снова объяснять правила поведения в школе. Пока он не запомнит и не станет им следовать.
Школьная «фемида» и внутренняя школьная «полиция» никогда не отчаивается в попытках объяснить любому нерадивому ученику, даже самому закоренелому, его обязанности.
Ну, а если, не дай бог, возникнет драка между учениками – хочешь не хочешь, молодость и гормоны играют свою роль, – охрана вооружена дубинками и электрошокерами. Также немедленно вызывается полиция, которая приезжает быстро и действует еще более жестко.
Оценки выставляются только за письменные работы или за курсовые работы. Устного опроса нет. Но могут «вызвать к доске», например, по математике, опять же при этом никакие оценки вслух не выставляются.
Оценки ставят в Интернете. У каждого ученика есть свой аккаунт.
Преподаватель туда ставит оценки, которые видит только ученик и его родители. Больше никто и ни при каких условиях.
Ну а уж такие, с позволения сказать, «оценки», как «дубина стоеросовая», «пенек с глазами» или «здравствуй, дерево», произнесенные вслух при всем классе, конечно, никогда не услышит ни один ученик от своих учителей.
Контрольные работы делают (вероятно, не во всех школах) непосредственно на школьных ноутбуках, которые перед контрольной «развозит» на специальной тележке преподаватель и выдает каждому ученику. По окончании контрольной работы учитель собирает все ноутбуки.
Ученик включает выданный ему ноутбук, входит в свой аккаунт – и там уже его индивидуальная работа. Проблемы «дай списать» или «реши за меня» попросту нет при такой организации работы.
Курсовые работы представляют перед всем классом.
Главное, не только пересказать и показать материал, но и зажечь, увлечь за собой. Такую презентацию своей работы я даже назвал бы «продать» идею. Не только рассказать, как там и что было, скажем по истории, но преподнести это так, чтобы всем захотелось самим разобраться.
Даже по математике, пусть уровень низкий и это только квадратные уравнения, но сделай так, чтобы всем захотелось все бросить немедленно, встать, пойти и «косить и забивать», то есть, решать эти уравнения! Вообще, в этом смысле подготовка американцев «продай-продай-продай-увлеки-завлеки-привлеки» находится на очень высоком уровне.
А если работа гуманитарная, и исследуемая область является спорной, то есть, имеет разные стороны освещения, то надо
При подготовке работы на тему «блокада Ленинграда» – почти неизвестная тема в США, к сожалению, – так по понятным причинам потребовалось даже организовать телефонное интервью с ленинградским блокадником, прошедшим это горнило.
Вопросам безопасности уделяется огромное значение и время. Проводятся частые тренировки, как вести себя в случае угрозы и опасности.
В основном, опасаются торнадо и других стихийных бедствий, и заранее отрабатывают до автоматизма все, что нужно делать в той или угрожающей ситуации.
Навыки заученных действий порой доходят до курьезного. Если в нашей стране в группе своих сверстников при запуске петард (порой, именно так у нас развлекается молодежь) одновременно два человека забегут за угол дома, присядут и прикроют голову руками – даже не сомневайтесь, это те, кто когда-то прошел американскую школу по обмену! Настолько легко «вычислить» этих людей, ибо в американских школах подобные навыки тренируют буквально до автоматизма!
В привычном понимании одноклассников в американских школах нет. Их нет в больших школах, ибо в Америке есть много маленьких сельских школ, где может быть один-два класса всего, тогда, понятно, все ученики там будут одноклассниками.
В больших школах каждый ученик имеет собственную программу, потому что выбор предметов свободный. А значит, на каждом предмете он общается с теми, кто тоже выбрал этот предмет. Так что классов, в привычном для нас понимании, где есть даже классный руководитель, у американцев нет.
И это не похоже даже на нашу вузовскую систему, где также есть устойчивые группы (вместо классов в школе). Повторюсь, классов нет, одноклассников нет. Есть просто учащиеся 12-го класса, они и являются своего рода одноклассниками, точнее сказать, учащимися с одного выпускного потока.
Ну, а друзей и подруг никто не отменял, это есть везде, и в Америке тоже.
Автор статьи: Юрий Воробьев
Рекомендую:
1. Вы решили побывать в США: что же для этого нужно?
2. Есть ли длинные слова в английском: название деревни из 57 букв
3. Как поступить в университет в США и получить студенческую визу
4. 10 преимуществ сайта для изучения иностранных языков duolingo
Числа и числительные в языках – довольно трудная тема. Вроде бы числа и числа. Во…
В Бразилии совсем недавно обнаружили племя аборигенов, которое развивалось изолированно от человечества. (далее…)
У нас есть сфотографированный или отсканированный текст на английском или на другом языке. Как сделать…
Поспорили как-то четыре лингвиста: англичанин, немец, итальянец и русский, - какой язык лучше, богаче, красивее…
Взаимосвязь языка и мышления есть у всех народов. Изучение иностранных языков развивает огромное количество новых…
Перевод на эльфийский язык (синдарин) можно сделать с помощью Яндекс Переводчика. Такой вариант подойдет, чтобы…