Существует несколько популярных заблуждений о межкультурной коммуникации, которые зачастую являются причиной межкультурных неудач.
- Заблуждение №1: Все мы люди и поэтому все мы мыслим примерно одинаково
- Заблуждение №2: Если я знаю иностранный язык, мне все нипочем
- Заблуждение №3: В бизнесе межкультурные проблемы не играют роли.
- Заблуждение №4: Изучать чужую культуру? Еще чего! Они же мою не изучают!
- Заблуждение №5: Культура тут ни при чем. Просто человек он такой… неадекватный
- Заблуждение №6: Да ну, межкультурная коммуникация – это для специалистов.
Заблуждение №1: Все мы люди и поэтому все мы мыслим примерно одинаково
Разумеется, все мы гомо сапиенсы и ничто человеческое нам не чуждо. Однако вы удивитесь, насколько по-разному эти гомо сапиенсы могут реагировать в одной и той же ситуации.
Что вы подумаете о соседе, который сообщит в полицию о том, что вы неправильно припарковали вашу машину? Что он нехороший человек и стукач? А в Германии этот сосед – попросту законопослушный сознательный гражданин.
Или как вы отреагируете, если японская девушка, которой вы только что сделали невинный комплимент, испугается и начнет вас сторониться? Посчитаете ее ненормальной? А ведь в Японии не принято, чтобы мужчина, тем более малознакомый мужчина, делал женщине комплимент. Японцы убеждены, что, наоборот, женщина должна делать комплименты мужчине.
Иными словами, наши понятия о морали и этикете действительно могут быть различными. И о существовании этих различий забывать нельзя, если мы хотим достичь успеха при контакте с чужой культурой.
Заблуждение №2: Если я знаю иностранный язык, мне все нипочем
Знать иностранный язык – это здорово, но это не убережет вас от межкультурного недопонимания.
Если вы говорите по-английски, но мыслите и ведете себя по-русски, вы рискуете совершить множество межкультурных ошибок.
Так, например, рассказанный на прекрасном английском анекдот про чернокожих может вызвать у ваших американских знакомых негодование и снискать вам славу расиста.
Заблуждение №3: В бизнесе межкультурные проблемы не играют роли.
Деньги решают все!..
Деньги, конечно, правят миром, но зачастую они не оказываются решающим фактором.
Статистика показывает, что около 60-70 процентов международных сделок проваливаются именно из-за межкультурного непонимания. Ведь зачастую в бизнесе помимо финансовых вопросов встают вопросы доверия.
А как у неторопливых, почитающих иерархию и уважение японцев могут вызвать доверие вечно спешащие, неформальные и агрессивные в деловых вопросах американцы?
Заблуждение №4: Изучать чужую культуру? Еще чего! Они же мою не изучают!
Безусловно, в идеальной ситуации обе стороны должны были бы прилагать все усилия для того, чтобы достичь межкультурного понимания.
Однако практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев усилий не наблюдается ни с одной стороны.
Поэтому если вы действительно заинтересованы в успехе вашего общения, почему бы тогда, вместо того чтобы ждать чего-то от них, не проявить инициативу и не попробовать самому разобраться в происходящем? Тем более, опыт показывает, что процесс изучения чужой культуры зачастую оказывается на редкость увлекательным и захватывающим.
Заблуждение №5: Культура тут ни при чем. Просто человек он такой… неадекватный
Количество «адекватных» и «неадекватных» людей в каждой культуре одинаково. И всегда может случиться так, что именно вам попадется «неадекватный» представитель.
Однако очень часто то, что нам кажется ненормальным, оказывается совершенно нормальным в другой культуре. Как же отличить культурные особенности от личного «неадеквата»?
Все очень просто: изучать особенности данной культуры. Тогда неприятные сюрпризы вам не грозят.
Заблуждение №6: Да ну, межкультурная коммуникация – это для специалистов.
И пусть они этим и занимаются.
Медицина – это тоже для специалистов, но ведь это не мешает вам иметь набор лекарств, которые помогут вам при насморке или головной боли? Так же и с межкультурной коммуникацией.
Почему бы не вооружиться самыми необходимыми вам знаниями, чтобы в будущем избежать лишних проблем?
Итак, прочь заблуждения! Кто владеет знаниями, владеет миром. А кто владеет межкультурными знаниями, владеет и другими мирами – мирами других культур.
P.S. К вышеизложенному можно еще добавить следующее:
Культуры знание облегчает понимание
Особенности делового общения в Китае
Европейцы и русские: сходство и отличие
Любой человек, его внешний вид, поведение, реакции, а также их отсутствие – все это составляющие коммуникации, которые обязательно воздействуют на окружающих независимо от того, насколько он это осознает. Надеемся, трех ремарок достаточно, чтобы вы уверились в том, что общение только по нашему желанию – это миф… Пойдем дальше?
Тем не менее, сквозь века они передавались из поколения при помощи сказок, художественной литературы и, позднее, фильмов; поэтому и сегодня мифы являются важным аспектом коммуникации.
Поэтому, как показывают эти семь мифов и реальностей о природе коммуникаций, коммуникации могут быть очень сложным видом деятельности. Этому можно учиться в удобном для себя темпе, продолжая свою профессиональную деятельность.