Странный язык аборигенов сельвы из Бразилии, которые изолированы от цивизации

В Бразилии совсем недавно обнаружили племя аборигенов, которое развивалось изолированно от человечества.

«…На проклятом острове нет календаря. Ребятня и взрослые пропадают зря!..»
(Слова из песни из кинофильма «Бриллиантовая рука»)

Цвета, счет, прошедшее и будущее время у аборигенов

Средой обитания аборигенов является сельва — это влажные экваториальные леса в Бразилии. В таком жарком, влажном климате выжить сложно. Но племя приспособилось за многовековую историю и сохранило самобытную культуру.

Язык аборигенов совсем другой. Понятно, что слова и грамматика другие. Но даже изнутри…

В их языке нет обозначений цветов. Жители сельвы вместо названия цвета пользуются сравнениями:

  • «как кровь» (красный цвет),
  • «как небо» (синий или голубой),
  • «как листва» (зеленый).

Глазами они цвета различают, как все люди на Земле, но слов для наименований цветов в их языке так и не появилось.

В том аборигенском языке нет числительных. Совсем нет, даже не появились самые древние «один, два, много». Люди племени не умеют считать. Даже на пальцах считать не умеют. Вернее, совсем не знают, что такое «считать».

Ни одна женщина той изолированной группы понятия не имеет, сколько у неё родилось детей. Своих отпрысков она знает всех, разумеется, а вот их количество назвать не может.

В языке племени нет времен. Они живут только настоящим. Никакого прошлого или будущего в языке нет.

Миссионер, поселившийся у них и изучивший необычный язык, пытался рассказать им об Иисусе Христе. Сначала племя заинтересовалось. Но потом быстро выяснилось, что миссионер с Иисусом лично не встречался. Тут же история стала совершенно не интересна, а миссионерская деятельность энтузиаста потерпела фиаско.

Пересказ того, что ты не видел сам лично, — это непонятно для тех лесных жителей. Как можно говорить о том, что ты не видел или не делал лично…

Отсутствие рекурсии

Главное, что делает их язык не похожим на другие языки людей — это отсутствие в языке рекурсии. Рекурсия в лингвистике — это возможности языка создавать вложенные предложения.

Характерный пример рекурсии в языке:

«Я обернулся посмотреть
Не обернулась ли она,
Чтоб посмотреть,
Не обернулся ли я».

(Слова из песни Максима Леонидова).

Отсутствие рекурсии не позволяет передать словами, например:

  • «Она мне сказала, что он сделал то-то и то-то»,
  • «Он мне рассказал, что…»

Вот и представьте себе, как жить, если нельзя выразить словами: «Представляешь, она сказала, что он…» Разве ж это жизнь? Но ведь живут себе преспокойно! Спокойно ли…

А ведь эти бразильцы из сельвы тоже люди. Такие же, как все мы. То ли несчастные, то ли очень счастливые тем, что живут только здесь и только сейчас. Может, так и надо

Как сказать «много дней идет дождь» и «спокойной ночи»

язык аборигенов сельва

…Тем временем у нас, у тех, кто обладает рекурсивными способностями к самовыражению, в середине лета льет и льет дождь. Аккурат в самой серединке летнего календаря, в июле месяце, льет дождь, не переставая, вот уже много дней.

А вот сколько дней, если жить в парадигме «только здесь и только сейчас», — этого сказать невозможно выразительными средствами языка аборигенов сельвы. Представляете, ведь даже невозможно употребить понятие «много» («много дней») на недавно открытом лингвистами «бразильском» наречии.

Так как «много» подразумевает некое большое количество, но понятие количества в том языке отсутствует. Все однозначно и конкретно: льет дождь, холодает, мрачнеет.

И уже никто после произнесенного не сможет пересказать: «Он мне сказал, что у него льет дождь». Только: «у него льет дождь». И все, никаких предшествий или последствий.

Просто: «идет дождь, кап-кап-кап и ш-ш-ш, шелестит листва за окном (в сельве, если жить на природе вместо цивилизации)». Ничего не было до этого, и ничего не будет после. Нет связи времен. Отсутствует прошедшее. Не будет будущего. А может, так намного проще?! Есть только здесь и сейчас…

Хорошо так мыслить или плохо — это доподлинно знают лишь примерно 400 человек, живущие в дебрях Амазонки. Которые прощаются на ночь не «Спокойной ночи», а «Не спи, кругом змеи!».

А мы, кажется, тоже умеем говорить: «Не спи, замерзнешь!», чаще в шутку, конечно. Там же, среди дикой природы, все серьезно.

Лингвисты спорят о рекурсии

Раньше лингвисты считали рекурсию непременным атрибутом любого языка людей любого уровня развития. Рекурсия была везде, где были хоть древние, хоть современные люди: «Представляешь, Анна Ивановна мне сказала, что Валентина Степановна встретила Аделаиду Максимовну, и та…»

Вот и ученые лингвисты, встретив не Аделаиду Максимовну, а данное племя, задумались крепко-крепко. Люди есть, язык общения налицо, но самой рекурсии нет.

Все прежние обобщения в лингвистике и прежние базовые теории рушатся на глазах. Говорят, что доказать любую теорию крайне сложно. Для этого требуются исследования, обобщения, поиск закономерностей.

Но для опровержения любой теории бывает достаточно лишь одного единственного примера. Примера, выпадающего из доказанной ранее теории. Была рекурсия обязательной, а стала… Чем она стала, это нам скажут лингвисты, когда разберутся с особенностями вновь открытого языка человеческого общения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Межкультурный диалог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: