Почему умирают языки и как это происходит?

По сообщениям ЮНЕСКО ежегодно умирают несколько языков народов мира. Даже называют «среднюю скорость» умирания языков: исчезает один язык каждые 2 недели. Но какова причина такого явления и как происходит этот процесс?

Почему умирают языки

Языки определяют нас, нашу культуру. В конечном счете, они влияют на то, как устроен мир вокруг нас. Большинство людей считают родной язык частью себя – так же, как, скажем, цвет наших волос или глаз.

Для тех из нас, кто говорит на одном из 100 основных языков, например на русском, английском, испанском, французском и так далее, может показаться невообразимым то, что языки приходили и уходили на протяжении всей истории человечества.

И первый вопрос, в котором необходимо разобраться, – почему языки уходят от нас безвозвратно?

Почему языки умирают?

Конечно, чаще всего это происходит, когда остается лишь небольшое сообщество носителей умирающего языка. В Сальвадоре носители языка ленка и какапера перестали говорить на них, когда войска колонизаторов убили тысячи коренных жителей. Однако, хотя некоторые языки умирают внезапно, в большинстве своем этот процесс растягивается на несколько поколений.

Все начинается с культурного смешения нескольких народов, после чего новые поколения становятся двуязычными. В лингвистике это называется билингвальностью, когда «родными» становятся одновременно два языка. В конце концов, их дети или дети их детей просто перестают говорить на языке предков, выбирая так называемый доминирующий язык, который постепенно становится всё более распространенным в их среде обитания.

Одним из ярких примеров этого является исчезновение коптского языка в 7 веке в Египте. Арабский язык постепенно становился все более употребляемым. Кроме того, он был языком коммерции, поэтому у людей попросту отпала необходимость и даже желание говорить на другом языке, кроме арабского.

Исчезли многие индейские языки Южной Америки. На смену им пришли, в основном, испанский и португальский языки. На языках колонизаторов развивалась новая государственность, строились новые взаимоотношения, язык переселенцев постепенно замещал языки предков.

В современную эпоху, когда языки умирают, большинство из них документируются и сохраняются историками как свидетельство старых культур, традиций и жизни предков. Более древние языки, к сожалению, в большинстве своем были полностью утеряны.

В некоторых случаях, благодаря сохранению информации об умерших языках, защитники культуры и традиций могут возродить старые языки. Самый выдающийся современный пример этому – иврит. Ко второму столетию нашей эры он исчез как общий язык, сохранившись только в религии и образовании. Однако благодаря помощи историков и лингвистов, в 20 и 21 веках, иврит снова стал языком миллионов людей государства Израиль.

Процесс умирания языков

как умирают языки

Сегодня к умирающим относят около 3.000 языков по всей планете.

Как правило, языки полностью забываются в 3 этапа, о которых пойдет речь ниже.

Первый этап: Потеря уникальной культуры и восприятия мира через слова

Каждый язык представляет свою собственную культуру и уникальный взгляд на мир. Его можно рассматривать как своего рода ключ, который может легко войти в историю и культуру народов.

При появлении другого языка там, где ранее был только собственный национальный язык, этот новый для коренных жителей язык может начать замещать собой прежние слова и понятия. И таким образом постепенно может меняться восприятие окружающего мира. Вместо привычных слов придут на смену слова из другого языка.

Родной язык исчезает не сразу, если появляется другой язык. На родном языке продолжают говорить дома, но не на улице и, тем более, не в официальных учреждениях. Затем дети и внуки перестают пользоваться родным языком, предпочитая более современный с их точки зрения язык тех, кто принес его с собой в эту местность, или даже в эту страну. Остаются лишь старики, помнящие язык. И только с уходом старшего поколения прежний язык может быть полностью забыт.

Понимание роли языка в восприятии окружающего мира и его основополагающее значение, является одной из первых вещей, которые мы начинаем терять. Как только неотъемлемая часть языка – его важность, его необходимость –  исчезает, тогда появляются и другие аспекты вымирания языка.

Второй этап: Забывание деталей и утрата оттенков языка

Когда язык умирает, история народов носителей языка переписывается на новые языки, а характерные детали прежней культуры безвозвратно теряются. Например, в гренландском языке есть несколько слов, характеризующих ветер, причем все они описывают разные действия. Подобное невозможно однозначно перенести в другие языки, например, в датский язык или в английский язык. К счастью, гренландский язык пока не относят к разряду вымирающих языков.

Или, скажем, в языках народов Крайнего Севера есть множество понятий, аналогичных слову «белый». Живя в окружении почти вечных снегов, местные жители научились не только видеть разные оттенки белого цвета, но и обогатили свой язык множеством описаний, казалось бы, одного лишь белого цвета. В русском языке, в английском языке и в других современных основных языках нет однозначных слов и понятий, что могут присутствовать в языках местных жителей.

Аборигены, носители малочисленных языков, зачастую обладают уникальными знаниями об окружающем мире, которые остальной мир не понимает. Сюда можно отнести подробное знание растений, места с пресной водой, даже свое понимание мироустройства и т.п. Эти природные и культурные ресурсы, если они не будут сохранены или недостоверно переведены на новый язык, будут утеряны с течением времени.

Это касается не только языков малых народов. В русском языке также имеется большое количество подтверждений тезиса о постепенном забывании прежних деталей и оттенков.

Три примера из русской классики

1) Н.В.Гоголь. Мёртвые души:

«…Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили…»

«Однокоры́тник» – означает одноклассник, однокашник. Хотя современный читатель вряд ли за словом «однокорытник» представит «одноклассника». Скорее, это слово будет интерпретировано, как жаргонное «дружбан», или широко употребляемые «друг», «приятель», но уж никак не «однокашник».

Да и то же слово «езжал» – это рудимент давно забытого времени глаголов русского языка. От этого времени глаголов еще сохранились в современном русском языке такие понятия, как «сиживал», «хаживал» и им подобные. Теперь это, конечно, можно без особого труда «перевести» на современный язык. Но все равно нам уже не удастся воспроизвести тот оттенок, что придавало забытое время глаголов русского языка. По крайней мере, это невозможно передать одним словом современного языка, придется описывать детали и оттенки с помощью дополнительных слов.

2) Л.Н.Толстой. Война и мир:

«Слегка шумя своею белою бальною робою, убранною плющом… она прошла между расступившимися мужчинами.»

«Ро́ба» – в современном русском языке означает: одежда, платье, причем далеко не всегда со светским оттенком, скорее даже, это тюремная роба.

Сочетание «бальная роба» в современном русском языке может восприниматься, может быть, даже как насмешка.

3) А.С.Пушкин. Памятник:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.»

Слово «язык» здесь употребляется в значении слова «народ», хотя и тут современный человек,  скорее, представит себе язык как орган речи. Ну, или язык, как русский язык или как иной национальный язык. При чем, спросит он, здесь «народ»?!

Третий этап: Полная потеря языка

Несмотря на то, что в языке, так или иначе, происходит замещение «родных» слов и понятий на «иностранные»  – язык полностью не умирает, пока живы его носители. Да, отдельные слова могут исчезать, взамен будут приходить новые заимствованные слова. Собственные слова будут менять свои значения и оттенки. Иногда значения слов могут даже меняться на прямо противоположные (со временем, конечно). Но язык все равно будет жить.

Только с уходом из жизни последних носителей языка, язык умирает. Язык становится мертвым языком. Это значит, что больше уже никто не говорит на этом языке. Хотя при этом все письменные свидетельства могут полностью сохраниться.

Мертвый язык – это язык, который сохранился только в письменной культуре. Ну, или не сохранился вовсе, как это стало со многими языками, где не было письменности, или где все письменные свидетельства были утеряны, а то и специально уничтожены.

Например, таким мертвым языком была и остается латынь. К этой категории относится также древнегреческий язык. Уже нет и в помине тех самых древних греков и древних римлян. Но их письменные документы долгие тысячелетия изучались историками, учеными, студентами.

До сих пор латынь применяется, скажем, в медицине. Язык есть, но пользуются им только для того, чтобы читать и писать, но не говорить. И нет настоящих носителей этих мертвых языков – нет тех, кто рождается и с рождения учится говорить именно на этом языке.

Угрозы вымирания языков

В зависимости от того, насколько языком пользуются люди, различают следующие угрозы возможного будущего исчезновения языков:

Безопасный язык – это язык, которому в перспективе пока не грозит никакое вымирание. Даже, несмотря на возможное активное замещение «родных» слов «иностранными» словами. Несмотря на постоянные изменения в языке, что является скорее признаком яркой нормальной жизни языка. Безопасный статус есть у языков, где нет потери связи поколений, где все поколения носителей языка говорят на этом языке, активно пользуются этим языком. Наш русский язык является безопасным, как впрочем, и многие другие известные языки.

Уязвимый язык – это язык, который имеет ограниченное применение. Например, на этом языке говорят чаще всего только дома, в семье. Хотя при этом на языке продолжают говорить все поколения его носителей, что называется, и стар, и млад. Уязвимый язык – это уже начало движения в сторону вымирания (умирания) языка. Из известных языков, к уязвимым языкам лингвисты относят, например, башкирский, чувашский и даже белорусский языки.

Угроза исчезновения  – возникает тогда, когда дети перестают изучать этот язык, как родной язык. К данной группе языков относятся, например, удмуртский и марийский языки, а также цыганский язык.

Серьезная угроза исчезновения – когда языком полноценно пользуется только самое старшее поколение носителей языка. И, главное, такой язык уже не используется для общения с детьми, а также для общения между детьми. В лингвистике к подобным языкам относят, например, крымско-татарский язык или нанайский язык.

На грани вымирания – совсем плохо для языка, ведь носителями языка остаются лишь старики. Как правило, почему-то возрождать языки начинают только тогда, когда они «скатываются» в эту последнюю стадию, предшествующую полному вымиранию языка. Вероятно, на более ранних стадиях проблема возможного полного исчезновения языка либо не воспринимается как серьезная угроза, либо есть еще какие-то иные обстоятельства.

Мертвый язык – все, больше нет носителей языка, остались лишь письменные свидетельства. Если, конечно, эти «письмена» остались.

Когда язык умирает и в скором времени совсем забывается, мы теряем не только культуру и даже, порой, целые цивилизации. Главное, мы теряем людей, их идеи, мнения. Самое главное, мы теряем уникальный, отличный от других способ быть человеком.

Можно ли запрещать языки или насаждать языки

Ничего не поделаешь. Ведь языками нельзя управлять законодательно. Невозможно как запретить язык, так и, наоборот, принудительно насадить язык.

Можно только развитием науки, образования и культуры, логикой поступательного движения цивилизаций, появлением новых технологий и тому подобным способствовать либо развитию языков, либо, наоборот, созданию условий для их постепенного вымирания и исчезновения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Межкультурный диалог
Комментарии: 1
  1. Николай Мигашкин

    Живой язык состоит из слов понятий, которые накапливают смыслы как интеллектуальный капитал. Эти законы отразил Сократ в своей Майвтике, способа рождения истины через соотношение знак -значение смысл, слово -значение смысл, существительное- прилагательное — глагол. В результате каждое понятие творило в процессе делания жизнь и накапливали свои смыслы, свой интеллектуальный капитал. Например, «ночной горшок мог стать и произведением искусства», а понятие «преступник стать полезным», так в обществе появляются не только меры защиты собственности, но и формирование сознания граждан.
    В 399 г. до н. э., когда Сократу исполнилось 70 лет, ему было предъявлено обвинение, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Очень часто власть омертвляет живой язык, превращая понятия в слова термины, обожествляя признаки, через которые они определяются. Через такие манипулятивные технологии люди сами стремились стать богами не только в обществе, но и в семье, отдельной группе или организации.
    Через какое то время Афиняне повинились перед Сократом и восстановили его учение, Почему? Уважительное отношение к живым словам, которое сформировалось ещё в Древней Греции. Такой традиции не было ни в одной стране мира — поэты соревновались в наличие смысл в свих стихах (Гомер и Гесиод), философы создавали свои учения с введением новых терминов и для превращения их в понятия обучались у других философов. В частности Сократ обучал Платона, а тот Аристотеля.
    В результате греческий язык никогда не реформировали, в нём органически сосуществуют понятия греческого эпоса, и понятия православия. Поэтому патриотизм греков глубинный п смысловой.
    Живые языки превращались в мёртвые чаще по вине своих светских и религиозных властей из-за стремлений через новую терминологию и ограничение смыслов понятий манипулировать людьми. В результате исчезали национальные культуры, люди покидали богатые города, бросали живописные храмы, чтобы в другом месте их язык восстановил им мотивацию жить и творить новые смыслы, накапливая интеллектуальный капитал.
    Вторая причина вытеснение родного языка представителями других национальностей. Например в США исчезают многочисленные национальности индейцев, которые уже столетия живут в созданных для них гетто.
    В России созданы многочисленные организации для защиты национальных языков, но к сожалению их деятельность существует как стремления сохранить отдельные традиции, а не живую сущность, смыслы, источника накопления интеллектуального капитала. А без них живой язык превращается в мёртвый информационный мусор.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: